Автор:
Kuzin
Andrey
Дата: 05/11/2003
Производитель:
ASUS
ASUS
RADEON 9800 XT |
Чип
VPU |
ATI
R360 |
Память |
DDR
256 Mb; 2.5 ns |
Частоты: |
412/750
(DDR) MHz |
Особенности: |
VIVO
Динамический
разгон |
Цена: |
500$ |
Немного
истории
Еще лет
десять назад
рынок
графических
карт
потребителького
уровня был
прост как три
копейки - S3 и
Trident выпускали
мейнстримовские
чипы и
раздавали их
всем желающим,
ATI и Matrox
позиционировались
как компании
посерьезней и
никому своих
разработок не
отдавали. Но в
те времена
единственным
показателем
видеотестов,
наполненным
хоть каким-то
смыслом и
который можно
было померить,
был "скорость
отрисовки
графического
интерфейса",
ну, и пожалуй
"кристальная
чистота
изображения",
прикинутая на
глазок, чем так
славилась
компания Matrox.
Появление на
графическом
рынке компании
3dfx
спровоцировало
сразу четыре
события,
которые
ключевым
образом
повлияли на всю
компьютерную
индустрию:
Первое -
появление на
рынке первой
графической
карты,
работающей в
двух режимах - 2D
и 3D. Точнее за 2D
отвечало "что-то
традиционное",
стоящее в
обычном на то
время PCI слоте,
а рядом сидела
специализированная
видеокарта для
игроков, в
корне меняющая
вид убогих на
то время 3D
игрушек на
нечто
действительно
потрясающее и
не имеющее
аналогов.
Последствие:
взрыв интереса
к трехмерным
технологиям со
стороны
массового
рынка.
Второе -
Glide от 3dfx, как
первый
серьезный
графический API,
предназначенный
исключительно
для игр.
Последствие
N1: Под Glide тут же
были
переписаны
сотни 3D игр в
виде выпуска
патчей под уже
изданные игры.
Кто помнит наши
новости тех лет,
подтвердит, что
каждый день
выходило по
несколько
заплаток кряду
и так
продолжалось
целый год.
Последствие N2:
DirectX, стандарт
для
мультимедийных
приложений,
разрабатываемых
на платформе
Windows, был
обьявлен
впервые в 1995
году, но не
получил
поддержки со
стороны
разработчиков.
Встроенный в
DirectX стандарт
взаимодействия
с 3D
акселераторами
(Direct3D) появился
только в
третьей версии
и был не более
чем поспешным
ответом на
стандарт Glide от
3dfx. Т.е. своим
появлением и
дальнейшим
победоносным
развитием он
полностью
обязан Glide.
Третье -
все
традиционные
игроки S3, ATI, Matrox,
Trident не поняли
серьезности
наступившего
"ключевого
момента" и
продолжали
неспешно
модернизировать
свои
архитектуры
чипов, тогда
как их
необходимо
было в корне
менять.
Последствие:
появление на
рынке компании
nVidia, которая
сделала ставку
именно на
конкуренцию с
3dfx в области 3D.
Их
первоначальной
задачей стало
интеграция 2D и
3D в одном
флаконе, на что
долго не
решалась 3dfx. И
полное
игнорирование
Glide со стороны
nVidia - ставка
делалась на
DirectX, за что nVidia
получила
необходимую
поддержку со
стороны MS.
Четвертое
- битва
графических
акселераторов
между 3dfx и nVidia
на многие годы
застолбила
заголовки
новостей
компьютерных
изданий и стала
темой "номбер
ван".
Последствие:
Такой разворот
событий
заставил
наконец
некоторых
неповоротливых
и непонятливых
обратить свой
взгляд на
очевидные для
потребителя
вещи. Для
большинства
старичков
пропуск "ключего
момента"
было последним,
что они наконец
поняли, а вот
компания ATI
решилась в
полной мере
ввязаться в
схватку.
Итак, все это
уже стало седой
историей и
происходило
еще в прошлом
веке. В
результате
массовых
скупок и
разорений, в
новый век
видеоиндустрия
вошла
полностью
обновленной. На
исходе 2000-го
года nVidia
скупила руины
3dfx, S3 был
выкуплен Diamond
Multimedia, которую
в свою очередь
за ничтожные 50
млн$ выкупила VIA,
Micron Technology
прибрал Rendition и
т.д... и т.п...
всего уже и не
припомнишь.
Сегодня: ATI или
nVidia?
Сегодня мы
имеем двух
реальных
лидеров - ATI и
nVidia и кто из них
"первый"
ответить не так
уж и просто. Что
считать
лидерством?
- Победу в
производительности
самой крутой
видеокарты
из арсенала
компаний?
Пусть так, но
продажи hi-end
решений малы
(5-8%). Цель их
выпуска -
демонстрация
технологических
достижений.
- Доля общего
рынка
проданых
чипов? Хорошо,
но чипов и
линеек
продукции
слишком
много -
начальные 5200,
9200, средние
5600 и 9600, Hi-end
всех мастей,
интегрированные
чипсеты, плюс
решения для
ноутбуков,
игровых
приставок,
сотовых
телефонов и
всяческого
эмбеддеда
для
аэропортов,
банков и
магазинов.
Подсчитать
долю никто не
в силах.
- Пакет
наработок на
будущее и
технологический
задел?
Несомненно...
- Чистый
доход от
деятельности
за год и
перспективы
на развитие?
Да! Поскольку
в этом есть
хоть какой-то
смысл от
предыдущих
телодвижений...
Вот мы и
пришли к
пониманию
такого
простого факта,
что только
тщательное
рассмотрение
всего
комплекса этих
факторов
позволит
высказать
вердикт в
отношении их
лидерства на
рынке.
Но, в конце
концов, мы с
вами не
инвесторы и
покупаем не
многомиллиардные
компании со
всеми ими
потрохами, а их
продукцию на
данный
конкретный
исторический
отрезок
времени. И тут
уже несколько
тезисов для
общего их
состояния
можно привести
без опасения
быть
подвергнутым
остракизму со
стороны PR-отделов
этих компаний,
поскольку они
общеизвестны.
Факты на
конец 2003-го
года:
- По
производительности
hi-end решений в
современных
графических
приложениях
оба лидера
имеют
примерный
паритет.
- "Графическая
технология
будущего" -
пиксельные
шейдеры -
технология,
позволяющяя
оперировать
объектом на
уровне
пикселя (дым,
огонь, трава,
облака,
волосы) лучше
реализована
у ATI и это
общеизвестный
и сто раз
доказанный
факт.
Лидерство
началось с
прошлогодним
выпуском RADEON
9700 Pro - первой
видеокартой
с поддержкой
DX9.
- "Технологический
процесс" -
тут всё не
просто. nVidia
начала свой
переход на 0.13
микрон с
выпуска NV30 - т.е.
чипа, который
должен был по
плану
противостоять
9700Pro. Но
именно этот
дорогостоящий
переход
несоизмеримо
повысил
стоимость
чипа, что
сделало
конкуренцию
невозможной.
ATI начала
свой шаг к 0.13
микронам
позже и с
более
простого в
изготовлении
чипа - RADEON 9600
и сделала
свой переход
менее
болезненным.
Налицо
серьезная
ошибка nVidia,
которую она
расхлебывает
до сих пор.
- "Успешность
выхода на
новые рынки"?
- тоже
правильно и
важно... у
обоих
компаний
значительные
успехи.
Правда, у nVidia
в прошлом (чипсет
nForce2 для
закрытого
проекта Athlon и
проигранный
тендер для
XBox2 - поставки
чипов для
первого XBox
давали nVidia 25%
всего их
дохода), а у ATI
в будущем (чипсет
RADEON 9100 IGP для
P4 и
выигранный
тендер для
XBox2).
- "Средняя
стоимость
продукции"
- видеочипы
от ATI
традиционно
несколько
дешевле
аналогичной
продукции
nVidia.
Соответственно
и карты тоже.
- "Доля
общего рынка
проданых
чипов" -
несомненно
самый важный
фактор. И тут
доля nVidia в
общих
продажах
видеокарт
несоизмеримо
больше чем ATI.
За
исключением
мобильных
решений.
- "Стоимость
акций"? - за
ними
интересно
следить, но
их стоимость
совершенно
не отражает
реальное
положение
вещей. Это
игра других
игроков...
Asus - как
катализатор
переломного
момента
Так почему же,
невзирая на то,
что видеокарты
ATI дешевле и
мощнее,
потребитель до
сих пор
предпочитает
nVIDIA?
Потребительская
инерция - штука
страшная и в
один момент ее
не переломить.
Необходимо
подряд
несколько
успешных
циклов смены
линеек, прежде
чем мы с вами
привыкнем к
очередному
лидеру, к
которому много
лет относились
с
пренебрежением.
Второй фактор -
элементарный
дефицит чипов.
Размещение
заказов на
фабриках,
располагающих
необходимым
оборудованием -
дело хлопотное
и планируется
на годы вперед.
Сама ATI, по их
признанию,
никак не могла
прогнозировать
свой успех
RADEON9700/RADEON9800 и
заказать в то
время
необходимое
рынку число
чипов. И третий
фактор -
партнеры. В
обойме nVidia
традиционно
находилось
абсолютное
большинство
всех приличных
и не очень
компаний,
повязанных
многолетними
контрактами на
закупку чипов и
изготовление
карт (такие
вещи тоже
планируются на
годы вперед).
|
 |
|
Сегодня можно
констатировать,
что и этим дням
приходит конец.
ASUS, один из
самых старых и
надежных
партнеров NVIDIA,
теперь
производит
карты ATI,
сохранив
линейку NVIDIA, и
сломив тем
самым
многолетюю
традиции "партнерства
с одним
поставщиком".
GIGABYTE даже
немного раньше
объявил о
производстве
карт обоих
ведущих
производителей
графических
чипов. Но,
фактически, ASUS
уже выпустил
свою первую
видеокарту на
чипе ATI - Asus RADEON
9800 XT, которая и
стоит сегодня
на нашем стенде.